Отказ от золотого обращения внутри страны неизбежно приводит к возникновению двойных цен на золото. С одной стороны , государство стремится сохранить установленную им цену металла и покупательную способность бумажных денег. С другой – эта покупательная способность зависит от стихийно растущих цен на товары потребления , что приводит к ее снижению. Когда расхождение между установленной и фактической покупательными способностями очень велико , государству приходится вносить изменения в официальную цену золота. Следовательно , хотя и считается , что государство независимо в установлении цены драгоценного металла , тем не менее оно вынуждено считаться с фактической покупательной способностью бумажных денег. До 1968 года в капиталистических странах существовал один официальный рынок золота , на котором все сделки производились только по твердой цене. Колебания в ней допускались в долях процента – за комиссию , транспорт и т.д. Такое положение способствовало возникновению нелегальных сделок , в которых золото продавалось и покупалось по более дорогим ценам. Уже , например , к концу 1967 года эти цены достигали 40-50 долларов за унцию при твердой цене (от 1944 года) 35 долларов. Растущая стоимость жизни , несоответствие золотого содержания валют их покупательной способности – явления , неизбежные при капитализме. Они , в свою очередь , порождают недоверие к самим валютам и увеличивают спрос на золото , которое гораздо надежнее любой валюты. Но повышение спроса одновременно означает и повышение цены. Как уже говорилось , предпринимались попытки восстановить равновесие за счет продаж , но золото моментально раскупалось , а цены на него продолжали повышаться.
Поэтому в начале 1968 года в Вашингтоне ведущие капиталистические государства вынуждены были узаконить существование двух рынков золота – государственного , на котором по твердо установленной цене могли осуществляться межгосударственные сделки , и свободного , где цены формировались стихийно под влиянием спроса и предложений. На первых порах государственным банкам запрещалось участвовать в частных сделках. Таким образом , две цены золота получили официальное признание. Однако положение практически не изменилось – цены на свободном рынке продолжали стремительно расти , разница между государственной и свободной ценой становилась все больше. Например , к концу 1974 года официальная цена составляла 42,2 доллара за унцию (от 1944 года 35 долларов по «твердой» цене). Но в то же время на свободных рынках за нее платили уже по 200 долларов.
Одновременно был ослаблен государственный контроль за частными сделками с золотом. Например , в США до 1975 года вообще были запрещены частные сделки с золотом , а с 1 января 1975 года все граждане страны получили право покупать , продавать и хранить его. То же самое произошло и в других странах , где до этого были ограничения.
В конце концов официальная цена золота вообще перестала играть какую-либо роль. Вашингтонские решения были отменены , государственные банки получили право участия в сделках свободного рынка.
В этой ситуации страны Международного валютного фонда согласились вообще отменить государственную цену на золото , то есть официально отказались от золота как от мировых денег и превратили его в обычный товар – предмет купли – продажи. Необходимо заметить , что такое решение было принято прежде всего под воздействием США , которые уже давно предлагали отказаться от золота и иметь только один валютный резерв – доллары.