Обратимые потери



Обратимыми в первую очередь являются потери , возникшие при добыче драгоценного металла. Невозможно полностью взять всю золотосодержащую породу из недр земли. Какая-то часть ее обязательно останется в целиках , бортовых недоработках , кровле и почве горных выработок. Оставление таких целиков и недоработок часто связано с требованиями обеспечения безопасности работающих , но иногда вызывается и чисто экономическими соображениями. Например , если на каком – либо участке месторождения содержание золота в руде (или песках) ниже того , при котором целесообразно вести разработку , то этот участок полностью или частично может быть оставлен. При этом руководствуются соображениями о том , что с появлением совершенной технологии или более мощной техники станет возможным разработать и оставленный участок (в этом как раз и заключается существо «обратимости» потерь).
Потери возникают также при обогащении руды (песков) и ее металлургической переработке. Наиболее характерен пример с извлечением мелкого золота из руд и песков. В целом золото из них извлекается без особых сложностей , этому способствует высокая плотность драгоценного металла – его можно извлечь обычными гравитационными методами. Но если размер отдельных золотин мал (к таким обычно относятся частицы размером меньше 0,2 мм и составляющие доли микрометра) , то уловить такие частицы очень трудно и они в большинстве своем не извлекаются , а остаются в так называемых «хвостах обогащения» - отвалах переработанной руды или промытых песков – опять – таки до создания более совершенной технологии.
Если месторождение золота разрабатывают открытым способом , то в отвалах пустых пород , которые удаляют , чтобы обнажить золотоносную породу , тоже могут попадаться отдельные частицы золота. Этот перечень можно продолжить – источников потерь золота при разработке и обогащении достаточно много.
Обратимые потери связаны , кроме того , с перевозками и хранением драгоценного металла.
Наконец , человеческая привычка прятать свои сокровища как можно дальше тоже в конечном итоге приводит к потерям этих сокровищ и временному или постоянному изъятию их из человеческого обращения. В древности многие народы , провожая своих умерших , клали вместе с ними в могилу их самые ценные вещи. Чем богаче и знатнее покойник , тем больше золота и других драгоценностей оказывалось в погребении. Гробницы египетских фараонов , скифские курганы , могильники Сибири – трудно сказать , сколько хранят они в себе драгоценного металла. Некоторые из них уже найдены , и спрятанные сокровища вернулись к человеку. Но таких немного.
Во время войн , а на земле почти всегда кто-нибудь с кем-нибудь воевал , побежденные нередко прятали свои сокровища , чтобы они не достались врагу.
Особый вид утерянных сокровищ связан с морскими разбоями – пиратством. Пираты появились еще в древности , правда , древние морские разбойники охотились не столько за драгоценностями , сколько за рабами , которых они продавали затем на невольничьих рынках. Но в дальнейшем , особенно после открытия Америки , главной целью пиратов стали золото и драгоценности , перевозимые с нового континента в Европу. Награбленные сокровища пиратам не всегда удавалось сбыть , приходилось их прятать , но во многих случаях вернуться за ними уже не удавалось.
Как только возникла межгосударственная торговля , сразу же потребовались большие морские (и не только морские) перевозки. Перевозили товары , перевозили золото и драгоценности , вырученные за эти товары. В средние века переправлялись сокровища , награбленные крестоносцами в странах Востока. После открытия Америки движение по морям особенно оживилось. Корабли тонули во время штормов , схваток с пиратами или кораблями других государств , и драгоценный груз оказывался на морском дне. Этот процесс продолжается и в наше время. Более того , количество золота и драгоценностей , попадающих на дно морей и океанов , пожалуй , и в наше время , может быть , даже больше , чем в предыдущие столетия. Вспомним , например , что по недавно опубликованным материалам на пароходе «Титаник» , который затонул в 1912 году , столкнувшись с айсбергом , находились драгоценности , стоимость которых измеряется миллиардами долларов. Это намного больше , чем было на самых богатых «золотых» галионах. Все эти потери золота и других драгоценностей считаются обратимыми , то есть они не окончательные , и всегда сохраняется надежда на то , что они вернутся в руки человека. Конечно , обратимость потерь в этом случае очень условна , трудно поверить в то , что все потерянные сокровища будут снова найдены , но возможность такая все-таки существует.
Дать количественную оценку таким потерям и тому золоту , которое снова возвратилось в распоряжение человека , почти невозможно. Конечно , попытки таких оценок делаются , но они очень и очень условны. Тем более трудно оценить количество найденного золота. Даже если бы существовала статистика золотых находок , то и в этом случае делать серьезные выводы было бы рискованно , так как далеко не всегда такие находки становятся достоянием гласности.
Итак , первое и наиболее длительное место хранения драгоценного металла – земля. Способ хранения в ней очень примитивный , но до сих пор его считают очень надежным. Из глубокой древности он пришел в наше время. И теперь находят клады , закрытые не только в древние времена , но и сравнительно недавно – уже в нашем столетии. Например , нередки находки кладов , закрытых (замурованных) в период Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны , во время нэпа. Бежавшие из страны помещики и капиталисты рассчитывали вскоре вернуться за своими богатствами , но сильно просчитались.
Но уже в древности появилась и другая форма хранения богатств , которая , постепенно развиваясь , в настоящее время стала основной – это банковское хранение.
Сперва появились менялы. Они существовали еще в древней Греции. Во времена , когда каждый город , а затем каждое феодальное государство могли чеканить свои деньги , количество монет различного достоинства , сделанных из металла разного качества , отличающихся своей массой , было настолько велико , что далеко не каждый рядовой гражданин и даже купец был в состоянии произвести их сравнительную оценку. Для этого нужны были специалисты – посредники. Вот такими специалистами и были менялы. Посредничество и размен монет они , конечно же , производили с выгодой для себя. При наличии достаточных средств такие менялы давали деньги взаймы и принимали их на хранение (не бесплатно , разумеется). Менялы во многих случаях становились родоначальниками целых банкирских династий и домов. Их деятельность уже не ограничивалась рамками одного государства – они имели деловые связи с такими же менялами , а затем и банкирами в других странах. Интересно , что существовали районы , откуда наиболее часто выходили менялы. Таким районом , например , была итальянская провинция Ломбардия. Ломбардцы – стало общим понятием для менял , ростовщиков и банкиров. Вспомним , что и сегодня место , где можно заложить или сдать на хранение ценные вещи , называют ломбардом.
Само название банк произошло от слова «скамья». От той самой скамьи , на которой сидел меняла. Что же касается банкирских династий , то можно вспомнить , например , семью флорентийских банкиров Медичи , которые обладали в средневековой Италии огромной властью.
Таким образом , в настоящее время основное место хранения золота – государственные и частные банки. Теперь владельцам золота не надо прибегать к помощи сундуков и лопат. Их выручают банковские сейфы. Хранение в банках гораздо надежнее и безопаснее. Золото , нажитое любым путем , может быть принято на хранение банком , сотрудники которого при оформлении вклада не задают вкладчику щекотливых вопросов. Швейцарские банки , например , специализированы на хранении частных вкладов. Они гарантируют их тайну. Это очень удобно для различных авантюристов и преступников. В швейцарских банках хранились вклады нацистских убийц. Банкирам безразлично , чьи вклады лежат в их сейфах , им нужен хороший доход , а деньги , как известно , не пахнут.
В настоящее время для хранения драгоценностей в каждом банке существуют специальные помещения , гарантирующие безопасность вклада.
Хранение золота в банках любят показывать авторы детективных произведений. Это несколько массивных стальных дверей , отделяющих одно подземелье от другого , еще более глубокого , специальные лифты , сложная система сигнализации и автоматического управления и , конечно же , огромное число вооруженных охранников.
Примером хранения золота может служить Форт-Нокс – государственное хранилище самого большого в капиталистическим мире золотого запаса. Форт-Нокс расположен в северо- восточной части США недалеко от города Луисвилла , почти на границе штатов Кентукки и Индиана. Территория Форт-Нокса ограждена колючей проволокой , находящейся под напряжением в 5 тысяч вольт.
На дальних подступах расположены девять сторожевых башен с радиоэлектронной системой наблюдения , орудиями и пулеметами , которые автоматически наводятся на цель. Все здания разделены на секторы , каждый из которых в любую минуту может быть затоплен. Существует также автоматическая система , позволяющая в считанные минуты заполнить любое помещение ядовитым газом. Над территорией хранилища патрулируют вертолеты вооруженных сил США . Стальная дверь , ведущая в главное хранилище , имеет толщину 1 метр и весит более 20 тонн. Покушений на ограбление этого хранилища пока не было (если не считать кинофильма о похождениях Джеймса Бонда) , однако , учитывая размах и организованность гангстеризма в США , все может произойти.
Как ни странно , но русский царь Александр Первый , что наиболее надежным способом сохранить золото для будущего обогащения казны – просто не разрабатывать его месторождения , так сказать , оставить их в неприкосновенности. Запись о таком решении сделана 15 июля 1824 года в журнале комитета финансов. Способ хранения , безусловно , надежный , но только для известных месторождений. Трудно понять , какими экономическими соображениями руководствовался при этом русский самодержец.
Куда большей государственной мудростью и изобретательностью отмечены действия некоего Радж Ал Маха , царя Эбаджа (о-в Суматра). Этот царь хранил свои сокровища в озере , кишевшем крокодилами. Когда ему нужно было взять золото , он собирал всех своих подданных и заставлял их кричать и шуметь как можно громче. Перепуганные крокодилы расползались и прятались , а специальные ныряльщики тем временем доставали нужное количество драгоценного металла. Кроме царя , никто не мог организовать такую процедуру. Хитрый владыка мог спать спокойно , не опасаясь за свои сокровища.